РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МИРОВОГО НЕФТЯНОГО СОВЕТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

В.П. Евтушенков, Председатель
Российского национального комитета
Мирового нефтяного совета

В

июне 1955 года небольшая делегация советских нефтяников впервые приняла участие в
работе мирового нефтяного конгресса, который проходил в Риме. Этот конгресс был
четвертым по счету, мировая нефтяная общественность уже признала и приняла это
мероприятие как наиболее авторитетный форум нефтяников, важнейшее место обмена
актуальной научно-технической информацией и развития международного сотрудничества.

Для советских нефтяников к этому времени было вполне естественным включаться в процессы, которые проходили на мировых нефтяных конгрессах: послевоенный объем добычи постоянно увеличивался (в 1956 г. он составил 61,3 млн. т), были открыты и введены в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтегазоносной области, начали развиваться системы разработки нефтяных месторождений с поддержанием пластового давления. Нефтяная промышленность СССР объективно стала заметной составной частью мировой индустрии, одним из центров развития отраслевой науки.

После участия в 4-ом Мировом нефтяном конгрессе и анализа его результатов было принято решение о вступлении СССР в международную организацию «Мировой нефтяной конгресс». В соответствии с Конституцией (Уставом) этой организации для оформления процедуры вступления и дальнейшего представительства должен был быть образован национальный комитет, что и произошло 19 марта 1958 г. по Распоряжению Президиума Академии Наук Союза ССР № 38-540.

Необходимо отметить некоторую особенность системы государственного управления экономикой страны в этот период времени, вызвавшей создание «Национального комитета СССР по нефти» при Президиуме АН СССР, а не при отраслевом органе управления – министерстве. Дело в том,  что в 1957 г. Верховный Совет СССР утвердил закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», суть которого заключалась в переходе от отраслевого, через министерства и ведомства, к территориальному принципу управления экономикой.

В каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Всего в общей сложности было создано 105 совнархозов (в РСФСР — 70, в УССР - 11, в Узбекской ССР — 4, в Казахской ССР — 9, в остальных союзных республиках по одному). Из общесоюзного подчинения в республиканское было передано более 3,5 тыс. предприятий. Таким образом, в описываемый период в системе управления «наука – производство» централизация наличествовала только в научной части в виде АН СССР и связанных с ней отраслевых НИИ, а образуемый Национальный комитет (НК) по определению должен был быть при центральном национальном органе управления. Видимо, именно по этой причине на первом этапе своей работы НК был создан в научной среде и руководил его работой выдающийся деятель советской науки, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, директор Института нефти АН СССР (ныне – Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН)  Н.С.  Наметкин. Однако уже в 1968 году, после того, как 02 октября 1965 г было образовано Министерство нефтедобывающей промышленности СССР во главе с Министром В.Д. Шашиным «Национальный комитет СССР по нефти» переместился в указанное министерство и его председателем был избран Первый заместитель министра (впоследствии – Министр газовой промышленности СССР) С.А. Оруджев.

За все время существования Национального комитета его работой руководили 10 председателей  – крупные ученые, руководители государственного уровня, организаторы науки и производства. В этом списке:

В разные годы в руководстве Постоянного совета мировых нефтяных конгрессов (позднее – Мировой нефтяной совет) нашу страну достойно представляли М.Л. Сургучев (Старший вице-президент, 1987 – 1991 гг.), С.А. Оруджев (Вице-президент, 1975 – 1979 гг.), Н.А. Мальцев (Вице-президент, 1979 – 1983 гг.), А.М. Халимов (Вице-президент, 1983 – 1987 гг.), В.И. Игревский (Вице-президент, 1987 – 1991 гг.), В.Ю. Алекперов (Вице-президент, 1991 – 1994 гг.)

Время с момента образования национального комитета по 1997 год  характеризуется достаточно высокой степенью участия руководителей, специалистов и ученых отечественного нефтегазового комплекса в работе конгрессов: на каждом конгрессе получали право выступить не менее 20–22 докладчиков, весьма представительными были делегации нашей страны, в программы конгрессов включалась тематика, актуальная для отечественной науки и промышленности.  Большая делегация советских нефтяников участвовала в 7-м МНК в Мехико, Мексика. В состав делегации вошли более ста человек среди них: Заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков; Министр нефтяной промышленности СССР В.Д. Шашин; академики АН СССР А.П. Крылов, Н.С. Наметкин, В.В. Федынский. На заседании Постоянного совета МНК в Мехико делегация СССР внесла официальное предложение, одобренное большинством голосов, о проведении очередного 8-го МНК в 1971 г. в Москве.

Самым же многочисленным по количеству участников от нашей страны (более 200 человек) был 13-ый МНК  в 1991 г. в Буэнос-Айресе, Аргентина. Нашу делегацию возглавлял Первый заместитель Министра нефтяной промышленности В.Ю. Алекперов. На конгрессе он выступил с докладом о состоянии отечественной нефтяной отрасли.

Однако, по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, начиная с 15 Мирового нефтяного конгресса (12-16 октября 1997 г., Пекин, КНР), активность России заметно снизилась. Во всей 50летней истории существования Российского национального комитета, 5-6 лет, предшествовавшие 2005 году, были одними из самых застойных. Государственные структуры, управлявшие нефтяной промышленностью России, и российские нефтяные компании по разным причинам почти полностью утратили интерес к участию российского нефтегазового комплекса в деятельности Мирового нефтяного совета, в подготовке мировых нефтяных конгрессов. Ситуация складывалась весьма неприятная. Дело шло к исключению РНК из Мирового нефтяного совета за неуплату членских взносов за два года. Россия, являясь мировой энергетической державой, не имела своих представителей в руководстве МНС.

В этой ситуации большие усилия для сохранения и возрождения РНК предприняли А.И. Владимиров, В.И. Отт, А.Н. Дмитриевский, С.Н. Хаджиев. Их активные действия позволили переломить ситуацию, убедить руководство ведущих нефтяных компаний России «Транснефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «РуссНефть», «Татнефть», «Башнефть» в необходимости поддержки участия России в конгрессах - крупнейших мероприятиях мирового нефтяного сообщества.

В 2006 году был реорганизован исполнительный орган РНК. Им стало Некоммерческое партнерство «Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов», учрежденное 15 российскими юридическими лицами – членами РНК МНС, в числе которых 8 производственных компаний, 6 отраслевых научно-исследовательских организаций, академических институтов и 1 ВУЗ. Кроме того,  членами РНК МНС являются 8 физических лиц. В соответствии с Уставом РНК МНС членами – физическими лицами с момента избрания на должность и до освобождения от должности являются Председатель, Заместитель председателя,  Директор НП «РНК МНС», 3 руководителя общественных секций, Вице-президент МНС от России, Член Программного комитета конгресса от России.
Высший орган управления РНК МНС – Общее собрание (Пленум) членов РНК МНС, которое собирается не реже одного раза в год и принимает решения по основным вопросам развития и функционирования.

Целями деятельности РНК МНС определены:

  • отстаивание интересов нефтегазового комплекса Российской Федерации в международной организации «Мировой нефтяной совет» путем активной деятельности в рамках ее регламентов и с учетом интересов других стран – членов МНС;
  • содействие развитию российской нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической науки, повышению наукоемкости российского производства;
  • всемерное содействие достижению благородных целей, декларируемых Конституцией (Уставом) МНС.

Основные решаемые задачи:

  • анализ краткосрочных и долгосрочных интересов российских отраслей промышленности в разработке и применении научных достижений для рационального использования нефтяных ресурсов России;
  • содействие реализации данных интересов путем участия в мировых нефтяных конгрессах и иных мероприятиях МНС, а также путем организации международных и российских научно-технических мероприятий.
  • Формами деятельности РНК избраны: – работа по подготовке и проведению мировых нефтяных конгрессов, включая прямое участие в формировании программ конгрессов;
  • выдвижение представителей России на руководящие должности в Мировом нефтяном совете и на мировых нефтяных конгрессах;
  • отбор и предоставление докладов российских ученых и специалистов, формирование представительных российских делегаций.

Общее собрание (Пленум) членов РНК МНС приняло генеральное решение об активизации деятельности в Мировом нефтяном совете и поставило конечной задачей на ближайшие 5 лет - получение права на проведение Мирового нефтяного конгресса в России. Это решение прошло все необходимые стадии согласования в Москве и было поддержано руководством Правительства Российской Федерации.     
В соответствии с принятым решением в последние годы РНК МНС проводил целенаправленную работу по решению поставленной задачи, итогом которой стала победа заявки России на проведение в 2014 году в Москве 21-го Мирового нефтяного конгресса.

Эта победа выводит деятельность Российского национального комитета на совершенно новый уровень, ставит перед комитетом новые задачи.
Совершенно ясно, что для успешной подготовки конгресса необходимы, во-первых, высокий уровень представительства и поддержки со стороны федеральных органов исполнительной власти, эффективное содействие российских нефтегазовых компаний, фундаментальной и прикладной наук, Правительства Москвы, и, во-вторых, соответствующая реорганизация структуры РНК МНС, придание ему новых функций.

Основные элементы предлагаемой реорганизации структуры:

  • упразднение пяти общественных секций РНК МНС, создание Попечительского совета РНК МНС, образование Организационного комитета 21 МНК, Исполнительной дирекции 21 МНК, укрепление штатного состава НП «Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов».  Исходными предпосылками намечаемых организационных изменений, концептуальными подходами к ним являются: -  сохранение без утрат всего накопленного положительного опыта работы комитета, его международных отношений, опыта взаимодействия с национальными комитетами стран - членов МНС, знаний в области подготовки и проведения конгрессов, практики плодотворной совместной работы с предприятиями нефтегазовой промышленности и наукой России;
  • преобразование в структуру, которая на волне достигнутого успеха и в результате  проведения 21-го МНК в 2014 г. (и даже еще в процессе подготовки конгресса) станет реальным инструментом организации плодотворного информационного обмена между различными участниками процесса функционирования нефтегазовой отрасли (органы федеральной и муниципальной власти, нефтяной бизнес,  наука, банковский и страховой сервисы и т. п.) и совместной подготовки проектов решений для совершенствования этого процесса. Далее в настоящей статье для краткости будет использоваться термин «коммуникативная площадка».

Для еще большего понимания основного подхода к процессу реорганизации РНК МНС можно образно сравнить его с появлением нового дерева в плодовом саду: авторы реорганизации не собираются в существующую почву вкапывать готовое большое дерево с корнями и кроной. Новое большое дерево будет выращено из ростка, уже подготовленного предыдущей работой.
Предполагается, что процесс реорганизации РНК МНС, который будет проходить параллельно с его функционированием и подготовкой 21 МНК, структурно будет организован в рамках следующих подразделений:

а) Экспертно – консультативный совет.  Общественный орган при Председателе РНК МНС. Руководить советом приглашен Вице-президент РАН академик Н.П. Лаверов, согласие на должности заместителей председателя совета дали академики РАН А.Н. Дмитриевский, А.Э. Конторович , С.Н. Хаджиев. Остальные члены совета будут приглашаться на временное участие в работе совета в зависимости от тематики обсуждаемых вопросов из числа представителей властных органов, нефтегазового бизнеса, науки, сервисных бизнесов. Совет призван, в первую очередь, исполнять функции Российского программного комитета 21 МНК (анализ тематики российской нефтяной отрасли на предмет актуальности, лоббирование включения отобранных тем и представителей России в Программу 21 МНК, рабочие контакты с Международным программным комитетом 21 МНК). Эта работа совета напрямую связана с подготовкой 21 МНК.

Вместе с тем в качестве новых функций – функций реорганизуемого РНК МНС – совету предстоит интеллектуально обеспечить создание эффективных российских коммуникативных площадок и содействовать повышению качества участия России на международных коммуникативных площадках.

В чем суть этой новой функции, в связи с чем возникла необходимость ее реализации?
Дело в том, что в последнее время значительно снизилось качество большинства российских конференций, конгрессов и прочих подобного рода собраний, проводимых в нефтегазовой промышленности (скорее всего, не только в нефтегазовой), практически нулевой стала их эффективность. Правда, не для всех: фирмы, организующие такие псевдофорумы, имеют стабильный доход, собираемый с участников в виде регистрационных взносов, размеры которых  порой зашкаливают за все разумные пределы. Однако, потребность в обмене информацией остается и организуемые под громкими вывесками, но бесполезные, мероприятия собирают большие конференц-залы и неплохие бюджеты. Налицо явное противоречие между формой человеческого общения, проверенной веками, и ее весьма некачественным содержанием.  
РНК МНС силами Экспертно-консультативного совета намерен предпринять действия по устранению этого противоречия. Главным направлением приложения усилий будет анализ и выбор тематики, которая реально отражает фактическую потребность информационного обмена и принятия всесторонне обсужденного и взвешенного решения. Потребность – которая является актуальной одновременно для всех вышеприведенных участников процесса функционирования нефтегазовой отрасли (органы федеральной и муниципальной власти, нефтяной бизнес,  наука, банковский и страховой сервисы и т. п.) Практически это будет осуществляться организацией коммуникативных площадок на базе высококачественного информационного продукта – программы, выработанной Экспертно-консультативным советом, в которой всё – от наименования основной темы до статуса каждого из докладчиков и слушателей – будет объединено единой целью и общим актуальным содержанием. Такой подход, при возможных различных взглядах на одни те же вопросы, даст полную картину и обеспечит комплексность обсуждения и принятия рекомендаций.

Понятно, что при кажущейся простоте описанного подхода, одной из основных технических проблем его реализации станет выбор и общее согласование тематики, предлагаемой к обсуждению.  РНК МНС готов к решению этой проблемы.
Что же касается формата коммуникативных площадок, то их масштаб может простираться от производственного совещания, небольшого круглого стола до отраслевого или межотраслевого национального конгресса.

Теперь несколько слов о международном аспекте деятельности в этой сфере. Российские представители на постоянной и разовой основах представлены на большом количестве зарубежных коммуникативных площадок. Это Мировой нефтяной совет, Международный газовый союз, Мировой энергетический совет, Общество инженеров-нефтяников и некоторые другие международные организации и проводимые ими (и не только ими) мероприятия. Хотят российские представители, участвующие в этих международных организациях и мероприятиях, или не хотят, но их присутствие расценивается как присутствие России со всеми вытекающими из этого, в том числе и имиджевыми, последствиями. А это, в свою очередь, влияет на инвестиционную привлекательность отрасли, представление о надежности партнерства с российским компаниями и другие важные аспекты международного сотрудничества. РНК МНС, ни в коем случае не претендуя на лидерство или управление этим процессом, считает, что проведение (для начала) координационного совещания по вопросу согласования общих позиций российских представителей за рубежом было бы не вредным. Возможно, что после такого совещания, его участники придут к согласованному мнению о необходимости выработки общей концепции и единого подхода к формулированию и отстаиванию позиций России на международных коммуникативных площадках, что в итоге будет означать отстаивание частных интересов российских компаний – участников международного разделения труда. Подготовку и организацию такого координационного совещания, и исполнение решений, которые совещание, возможно, примет, Экспертно-консультативный совет совместно с Бюро по международным связям (вторая новая структура в реорганизуемом РНК МНС) готовы принять на себя. Думается, что и здесь немаловажным будет согласование выработанных позиций с федеральными органами государственной власти: энергетическим блоком Правительства Российской Федерации, МИД России, Минэнерго России.

И, наконец, о третьей функции Экспертно-консультативного совета. Ниже будет приведена информация о планируемой деятельности Фонда содействия R&D – еще одной новой структуре в составе РНК МНС. Авторы проекта реорганизации РНК МНС считают, что именно Экспертно-консультативный совет будет призван выдавать обоснованные рекомендации по содержательной части деятельности этого фонда, по конкретным направления финансирования инновационных субъектов.

Таковы вкратце основные существующие и приращиваемые функции Экспертно-консультативного совета – нового органа реорганизуемого РНК МНС. Уникальной особенностью его деятельности станет возможность задействовать в ней плодотворные связи РНК МНС с более чем 60 национальными комитетами Мирового нефтяного совета, что, безусловно, может значительно усилить и разнообразить эту деятельность.

б) Бюро по международным связям. Структурное подразделение НП «Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов».

Выше уже была описана функция анализа и подготовки предложений по координации деятельности  российских представителей в международных энергетических организациях с целью выработки единого подхода, содействующего укреплению позиций российского ТЭК на мировом рынке, которую Бюро призвано реализовывать совместно с Экспертно-консультативным советом. Эта же структурная единица призвана  представлять и защищать интересы российского нефтегазового комплекса в Мировом нефтяном совете (первоначальное, и пока основное, предназначение РНК МНС). Кроме того, в рамках Бюро будет сформирована Исполнительная дирекция 21 МНК, в обязанности которой будет вменена вся исполнительная работа по подготовке конгресса и выполнение российских обязательств в этой части.
Исполнительная работа по подготовке 21 МНК и выполнение российских обязательств будет достаточно детально изложена в следующей статье.

в) Фонд  содействия R&D.  Из названия Фонда следует его основное предназначение - содействие инновационной деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время существует и функционирует система отбора и финансирования инновационных проектов, на эти цели выделяются бюджетные средства и привлекаемые средства бизнеса. РНК МНС будет пытаться осуществлять аналогичную деятельность на базе регламентов взаимодействия с национальными комитетами Мирового нефтяного совета. Для этого Фонд совместно с Бюро по международным связям подготовит и реализует программу привлечения зарубежных партнеров к формированию Фонда на согласованных условиях. Данное направление деятельности еще ждет своей детализации и обоснования.

г) Фонд благотворительных программ и эндаумента. Структурное подразделение НП «Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов». Новое направление деятельности РНК МНС, основывающееся на обязательствах страны-организатора мирового нефтяного конгресса.

В соответствии с регламентами Мирового нефтяного совета мировые нефтяные конгрессы не являются коммерческими мероприятиями и не преследуют целью извлечение прибыли для его организаторов. Бюджет конгресса формируется поступлениями средств из трех источников: спонсорские взносы, доходы от организации выставки, приуроченной к конгрессу, регистрационные взносы участников. Расходование бюджета осуществляется на цели подготовки конгресса: проведение всемирной промо-кампании (не менее чем в 20 странах в год в течение подготовительного этапа), аренда залов для заседаний конгресса, аренда выставочной площади для размещения выставки, организация питания, выпуск рекламной атрибутики, оплата транспорта, социальной программы и т.п. Вместе с тем, организаторы обязаны таким образом обеспечить приход средств в бюджет, чтобы по завершении конгресса образовалось его положительное сальдо. Эта положительная разница между приходом и расходом средств, поступивших в бюджет конгресса, планируется заранее, называется она “legacy” (наследие) и должна быть направлены на реализацию благотворительной программы на территории страны-организатора от имени МНС. Такие программы предлагаются организаторами конгресса и согласовываются Исполкомом МНС. Направленность благотворительных программ бывает самая разная: в Норвегии средства направили на создание Нефтяного музея, в ЮАР распределили между безработными молодыми людьми целевым способом для получения ими образования.

РНК МНС пока не имеет согласованной Исполкомом МНС благотворительной программы, но некоторые предварительные наметки уже сделаны – скорее всего это будет эндаумент с целевым капиталом в виде “legacy”, средства которого будут регулярно направляться специально созданной общественной комиссией на выдачу грантов российским молодым ученым и специалистам для их участия в международном информационном обмене, повышения ими своей квалификации. Организаторы предполагают, что им удастся на базе работы с “legacy” развить это направление и создать в дальнейшем полноценный благотворительный фонд с привлечением в него средств из российских и зарубежных источников, а также средств, полученных от собственной организаторской деятельности. Именно по этой причине уже сейчас РНК МНС пытается привлечь как можно больше спонсоров к подготовке 21 МНК.

Таким видится будущее РНК МНС через призму победы в конкурсе за право проведения 21-го Мирового нефтяного конгресса в Москве в 2014 году. В настоящее время готовится Общее собрание (Пленум) членов РНК МНС, на которое все вышеизложенные предложения по реорганизации будут вынесены на обсуждение и принятие решения. Каким ни станет реорганизованный РНК МНС, его члены будут руководствоваться главным обстоятельством: подготовка и проведение 21 МНК должны вывести наш комитет на новый уровень качества и повысить его статус на длительный период.

Все права защищены © 2011. Создание и поддержка сайтов Web-Now.ru